Бесплатная горячая линия по всей России

Ответственность за наезд на велосипедиста

Несмотря на стремительное развитие технологий и появление новых марок автомобилей, велосипеды продолжают оставаться одним из самых популярных видов транспортных средств.  Основное преимущество такого вида транспорта заключается в том, что для получения возможности управления им не нужно сдавать никаких экзаменов, так как правилами дорожного движения не предусмотрена необходимость получения водительского удостоверения для управления велосипедом.

Но как показывает практика, это не только достоинство, но и недостаток, ведь во время активного дорожного движения, велосипедист может испытывать определенные неудобства. В особенности это касается случаев, когда движение на трассе интенсивное, а водитель велосипеда не знает даже нюансов ПДД.

Именно по этой причине велосипедист, который желает управлять своим транспортом, и не беспокоиться за свою жизнь, должен самостоятельно изучить правила дорожного движения и научиться применять их на практике.

Но, к сожалению, даже неукоснительное соблюдение ПДД не может обезопасить велосипедиста от столкновения с легковыми авто, особенно в случаях, когда автомобилист не воспринимает такого водителя в качестве полноценного участника дорожного движения.

Нередки ситуации, когда виновником аварии становится водитель велосипеда, ввиду отсутствия у него достаточных знаний о правилах дорожного движения. Кто в этом случае признается виновником ДТП?

Какие знаки можно подавать по время движения

Стоит отметить, что в ПДД есть отдельная глава, которая определяет правила движения велосипедов на автомобильных трасах. В соответствии с требованиями российского законодательства, данный перечень правил является обязательным к исполнению каждым водителем такого двухколесного транспортного средства.

В частности, при осуществлении движения велосипедист должен соблюдать следующий перечень правил:

  1. При выполнении движения водитель велосипеда должен показывать поворот или свое желание перестроиться вправо. Для этого необходимо вытянуть правую руку или согнуть левую руку.
  2. Еще один способ подать сигнал – поднять прямую руку вверх. Такой жест свидетельствует о желании велосипедиста осуществить остановку своего транспортного средства.
  3. Вытянутая прямая левая рука или правая рука, согнутая в локте, свидетельствует о том, что велосипедист желает повернуть налево или выполнить перестроение в левый ряд.

Как показывает практика, лучше всего использовать прямые руки, так как жест в виде согнутой в локте руки может показаться непонятным прочим участникам дорожного движения.

В случае, когда водители велосипедов путешествуют группой, человек, который едет во главе колоны, может сигнализировать прочим велосипедистам о том, что на дороге есть яма. Для этого ему достаточно опустить вниз ту руку, на стороне которой находится яма или иное повреждение дорожного покрытия.

Это – самый простой перечень знаков, который может потребоваться велосипедисту во время движения. Как правило, данные символы понятны не только водителям велосипедов, но и прочим участникам дорожного движения, ведь они отражены в ПДД.

Что нельзя делать велосипедисту

Правилами дорожного движения определен целый перечень действий, выполнение которых велосипедистом во время движения не допускается. В частности, в такой список можно включить:

  1. Осуществление передвижение по проезжей части, если на этом участке дороге есть отдельная полоса, предназначенная для велосипедов. Этот выделенный участок дорожного покрытия обозначается при помощи специального знака (белый велосипед, выполненный на белом фоне). В Российской Федерации такое обозначение встречается очень редко.
  2. ПДД запрещает осуществлять движение хотя бы без одной руки.
  3. Движение велосипеда по тротуарам или обочине дороги также запрещено.
  4. Запрещается использование буксировки. В соответствии с нормами ПДД, использование любого вида сцепки между транспортными средствами можно считать незаконным.
  5. Велосипедистам запрещается осуществлять движение по магистралям, так как такие виды дорог предназначены только для движения автомобильного транспорта.
  6. Водителям велосипедов нельзя выполнять повороты, пересекая при этом трамвайные пути. Выполнение такого маневра также не допускается на дорогах с односторонним движением.

Перечень общих запретов для ТС

Представленный перечень запретом можно считаться основным именно для этого вида транспортных средств. Но не стоит забывать о наличии общих запретов, которые касаются не только велосипедов, но и любого другого транспорта. К таким запрещающим нормам можно отнести:

  1. Требование о запрете движения на красный сигнал светофора или аналогичный жест регулировщика.
  2. Законом также запрещено управление велосипедом водителем, который находится в состоянии алкогольного или иного опьянения. Несмотря на то, что данный вид транспортного средства является одним из самых уязвимых участников дорожного движения, при столкновении с автомобилями, он может принести весомый ущерб. А серьезная авария с участием пешехода может закончиться летальным исходом.

Перед выездом на дорогу, водитель двухколесного транспорта должен удостовериться в исправности своего велосипеда. Особое внимание необходимо уделить состоянию тормозной системы, исправности руля и состоянию колес.

Какая сторона движения предназначена для велосипедиста

Один из ключевых моментов, вокруг которого разгорается наибольшее количество споров: по какой стороне автомобильной дороги должен передвигаться велосипедист. К сожалению, большинство дорожно-транспортных происшествий с участием этой категории участников движения происходит именно из-за того, что автомобилисты и велосипедисты смотрят на эту ситуацию по-разному.

Так, некоторые автомобилисты считают, что такие водители должны двигаться по ходу движения основного транспортного потока. А велосипедисты считают наоборот, так как для них движение автомобилей со спины – еще один признак опасности, ведь в случае ДТП у такого водителя не будет возможности сориентироваться, он может даже не понять, что в него сейчас врежется легковой автомобиль.

Однако ответ на этот вопрос уже давно дан правилами дорожного движения. В соответствии с требованиями данного нормативного правового акта, движение велосипедиста должно осуществляться по ходу основного транспортного потока.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему - просто обратитесь к нашему юристу:

+7 800 302-73-51
(вся Россия)

Это быстро и бесплатно!

Кроме того, во время выполнения маневров такой водитель должен помнить, что на него распространяется требование ПДД о разметки. К примеру, выполнение обгона возможности только на прерывистой линии, за такой маневр через сплошную велосипедист может получить серьезный штраф. При приближении к пешеходным переходам также необходимо соблюдать осторожность.

Что нужно для безопасного движения на велосипеде

Чтобы обеспечить безопасное движение своего транспортного средства, водитель должен соблюдать следующие основные правила:

  1. Велосипед всегда должен быть в исправном состоянии.
  2. При движении водитель должен соблюдать нужную дистанцию и интервал, в противном случае он может стать инициатором ДТП.
  3. Велосипедист должен выбирать ту скорость движения, которая подойдет именно для его транспортного средства.
  4. Во время движения необходимо быть максимально внимательным и осторожным. Если водитель отвлечется – он также может стать участником дорожно-транспортного происшествия.
  5. Во время движения у велосипедиста должна быть хорошая видимость. Если погодные условия не позволяют свободно передвигаться (ливень или туман), необходимо остановиться и переждать их.
  6. Во время движения велосипедист должен строго соблюдать разметку, требования знаков, сигналы светофора.

Авария на проезжей части: чья вина

Что делать, если водитель авто сбил велосипедиста? К сожалению, такие ситуации случаются повсеместно, поэтому автолюбитель должен понимать, кому именно грозит ответственность в этом случае.

В соответствии с нормами законодательства, выехав на дорогу, велосипедист становится полноценным участником дорожного движения, а значит, на него также распространяются требования ПДД.

Если же водитель данного транспортного средства игнорировал правила, в результате чего произошло столкновение, виновником ДТП будет признан именно он.

Стоит помнить о том, что по закону, выезжать на проезжую часть могут не все водители. ПДД определена категория велосипедистов, которые могут ездить только по выделенным для них полосам, тротуарам и обочине. В частности:

  1. Велосипедисты старше 14-летнего возраста могут передвигаться только по обочине, специальным выделенным дорожкам или по правой стороне автомобильной дороги. В случае если указанные выше варианты для передвижения отсутствуют, водитель может двигаться по тротуару.
  2. Велосипедисты в возрасте до 14 лет могут передвигаться только по пешеходным дорожкам и тротуару.

Если же водитель велосипеда двигался с соблюдением ПДД, к ответственности будет привлечен автомобилист.

Авария на пешеходной зоне

Особое внимание стоит уделить дорожно-транспортным происшествиям, которые происходят на пешеходных зонах: тротуарах и специальных дорожках. К сожалению, большинство велосипедистов игнорирует требование закона о том, что их передвижение по таким участкам возможно только при условии обеспечения безопасности людям.

В случае если при выполнении движения, водитель понимает, что он создает неудобства пешеходам, он должен спешиться и вести велосипед рядом с собой. В случае ДТП с человеком, передвигающимся без транспортного средства, виновником будет именно велосипедист.

Иная ситуация, когда дорожно-транспортного происшествие на тротуаре произошло с участием автомобилиста и водителя велосипеда (в случае, когда его движение на этом участке дороги было разрешено). В этом случае виновниками ДТП будут признаны оба участника аварии. Но в ситуации, когда велосипедист шел пешком и вел свой двухколесный транспорт рядом с собой, на него будут распространяться права пешехода, а значит, он не сможет быть привлечен к ответственности.

В соответствии с нормами Кодекса об административной ответственности, в ДТП с участием автомобилиста и велосипедиста, которое произошло на пешеходном переходе, автолюбитель не может быть признан виновником аварии. По закону, он должен пропускать только пешеходов, а водитель велосипеда, передвигающийся по данному участку дороги на своем двухколесном транспорте, не может быть отнесен к этой категории в граждан. В таком случае велосипедисту придется оплачивать все свои расходы и затраты на ремонт пострадавшего автомобиля из своего кармана.

Автовладелец, который в этом случае получит постановление о привлечении к ответственности и будет признан сотрудниками ГИБДД виновником аварии, может обжаловать документ в течение 10 дней.

Мнение эксперта
Карпова Екатерина Васильевна
В 2006 году закончила Амурский государственный университет по специальности "юриспруденция". 2006-2013 - Арбитражный суд Амурской области. 2013 по настоящее время - юрист в Амурском областном онкологическом диспансере.
Аварию участием велосипедиста нельзя оформить по Европротоколу, поскольку такой порядок предполагает наличие полиса ОСАГО у обоих водителей. Единственный выход в случае ДТП – вызвать сотрудника ГИБДД, который составит протокол и определит виновную сторону. Также на месте может быть назначена автотехническая экспертиза. Если авария произошла по вине автовладельца, велосипедист вправе обратиться в его страховую компанию за выплатой страхового возмещения.

Что грозит, если сбил пешехода на проезжей части

Какая ответственность грозит водителю, который сбил велосипедиста на проезжей части? В случае если виновность водителя велосипеда в столкновении будет доказана, он будет оплатить все расходы на ремонт поврежденного транспортного средства, а автомобилист будет освобожден от ответственности.

А в ситуации, когда виновником дорожно-транспортного происшествия будет признан автолюбитель, все расходы понесет он и его страховая компания. Велосипедисту оплачивать ничего не придется.

Сбил велосипедиста в состоянии опьянения

Еще одна распространенная ситуация, когда водитель, сбивший велосипедиста, в момент аварии находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В этом случае автомобилист привлекается к более суровым мерам ответственности. Вид и размер наказания напрямую зависит от тяжести причиненных повреждений.

  1. За причинение вреда средней степени тяжести автолюбитель понесет административную ответственность.
  2. За причинение среднего или тяжелого вреда, виновнику дорожно-транспортного происшествия придется понести уголовную ответственность.

Вне зависимости от размера причиненного ущерба, состояния пострадавшего, виновник ДТП в судебном порядке лишается своего водительского удостоверения и права занимать определенные должности. Максимальный срок лишения – 3 года.



  • Информация на сайте может быть не полной, т.к. законодательство регулярно меняется, вносятся поправки в законы.
  • В каждом отдельном случае могут быть особые условия, вся информация не является руководством к действию, только для ознакомления.
  • Именно по этой причине обратитесь за консультацией бесплатно к нашим экспертам, мы выслушаем и окажем помощь в решении именно вашей проблемы! Задавайте вопрос сейчас!
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бесплатная помощь юриста по автомобильным спорам
Добавить комментарий