Государством всегда внимательнее всего рассматриваются те аспекты законодательства, которые подразумевают наказание за создание ситуаций, в которых жизнь человека находится под угрозой. Яркий пример – регламентация принципов написания правил дорожного движения. Есть известная фраза о том, что они написаны кровью, и в широком смысле это действительно так. Нарушение подобных норм чревато огромной опасностью как для автомобилиста, так и для пешехода.
Любая авария с участием автомобиля и пешехода всегда заканчивается с последствиями, которые для пешехода будут значительно более суровыми. Невзирая на опыт и профессиональные навыки водителя, от печального исхода аварии не застрахован никто. Ниже будут расписаны случаи, когда водителю придется столкнутся с самым худшим исходом – сбитым насмерть пешеходом.
Каждый водитель, который попал в подобную ситуацию, прежде чем сделать какие-то выводы и предпринять какие-то действия, должен вспомнить о том, что:
- все случаи, в которых ДТП закончилось смертью одного или нескольких его участников сугубо уникальны, и рассматриваются всеми правоохранительными инстанциями в отдельном режиме;
- то, что участник аварии, будет ознакомлен с особенностями законодательства, конечно, будет полезным, однако не даст стопроцентной гарантии благоприятного исхода событий;
- оправдание водителя в деле с жертвами при аварии зависит от огромного количества факторов.
Так что делать скоропалительные выводы, едва попав в аварию, категорически не рекомендуется.
Когда есть состав преступления
Если водитель сбил человека насмерть, степень его вины определяется исключительно исходя из особенностей аварии, а также правил дорожного движения, которые были нарушены в ее ходе.
Если был доказан тот факт, что человек был сбит машиной насмерть не по злому умыслу, а исключительно по неосторожности водителя, применяется 264 статья Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Она регламентирует и состав преступления, который должен иметь место, и наказание, которое должен понести виновник дорожно-транспортного происшествия. Само собой, все без исключения обстоятельства происшествия впоследствии еще раз пересматриваются и оцениваются судебной инстанцией, которая в итоге и выносит приговор.
Отметим, что, если у автомобилиста не было никакой возможности предотвратить наезд на пешехода, который и привел к смертельному исходу (и это официально было доказано в суде), он признается абсолютно невиновным и освобождается от обязательств по выплате материальной и моральной компенсации родственникам погибшего.
С точки зрения российского законодательства, человеческая смерть – чуть ли не самое тяжкое последствие преступной деятельности, а автомобиль, в то же время – источник повышенной опасности (именно поэтому, кстати, водителей признают виновными и жестко наказывают даже за самые незначительные нарушения правил дорожного движения). Однако на дороге могут случиться ситуации, предугадать которые невозможно. К примеру, водитель может ехать с допустимой скоростью, но по причине тумана не успеть затормозить. Правила предписывают в условиях повышенной опасности проявлять максимум осторожности, и ездить с такой скоростью, чтобы быть уверенным в том, что трагедию, в случае чего, удастся предотвратить.
Все судебные инстанции, при рассмотрении дел, связанных со смертью пешехода на дороге, рассматривают усилия водителя по предотвращению аварии. Если они имеют место и правила не нарушались – автомобилист может быть полностью оправдан. Если нарушение правил имело место – наказание будет соответствующим.
Уголовная ответственность
Наказание за сбитого насмерть пешехода, согласно 264 статье Уголовного Кодекса Российской Федерации, напрямую будет зависеть от обстоятельств инцидента. Максимальными сроки и объемы штрафов могут стать в том случае, если водитель находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и/или имела место массовая смерть пешеходов.
Если в аварии погиб один человек, и при этом была установлена трезвость водителя транспортного средства, в судебном порядке могут быть назначены такие меры, как:
- лишение свободы на срок до пяти лет;
- принудительные работы на срок до четырех лет;
- лишение прав на три года;
- лишение возможности занимать определенные государственные должности в течение трех лет.
При этом, если имело место алкогольное или наркотическое опьянение водителя, наказания будут куда как более жесткими. В частности: пятилетнее заключение, пожизненный запрет на вождение авто, принудительные работы и лишение права работать на определенных государственных должностях до трех лет.
Если в результате действий трезвого автомобилиста погибло двое или больше людей, к нему могут применяться такие наказания:
- лишение свободы на срок до семи лет;
- принудительные работы на срок до пяти лет;
- лишение прав на три года;
- лишение возможности занимать определенные государственные должности в течение трех лет.
При этом, если имело место алкогольное или наркотическое опьянение автомобилиста, наказания тоже будут более жесткими. В частности: девятилетнее заключение, пожизненный запрет на вождение авто, принудительные работы и лишение права работать на определенных государственных должностях до трех лет.
Имущественная ответственность
Если водитель сбил пешехода насмерть, статья 1085 Гражданского Кодекса Российской Федерации предписывает обязательное возмещение ущерба, нанесенного родным и близким погибшего человека. Само собой, эта статья может действовать только тогда, когда вина водителя была доказана. В сумму компенсации будут входить:
- расходы на медицинские экспертизы, освидетельствования и прочие услуги сотрудников больниц и моргов;
- расходы на похороны погибшего;
- содержание лиц, о которых заботился погибший (это могут быть несовершеннолетние дети, родственники-инвалиды, нетрудоспособные родственники, и так далее);
- компенсация морального вреда в том размере, в котором постановит суд.
Понятие иждивенцев, фигурирующее в этой статье, включает в себя все нетрудоспособное население, которое находилось под опекой у погибшего. Они не обязательно должны быть прямыми родственниками погибшего пешехода.
Общая сумма, которую должен будет выплатить виновник дорожно-транспортного происшествия, устанавливается, исходя из фактического размера затрат на похороны и все прочие сопутствующие процедуры. Размер компенсаций, предназначенных для содержания всех иждивенцев, устанавливается в соответствии с Гражданским Кодексом, а вот величина морального ущерба назначается исключительно судом, и не имеет никаких ограничений. Как правило, при рассмотрении ситуаций, где имела место смерть пешехода на дороге, суд руководствуется многолетней практикой подобных дел и обстоятельствами, которые имели место.
Само собой, и имущественная и уголовная ответственность назначаются параллельно. Вне зависимости от обстоятельств происшествия, водитель не может быть освобожден от одной из них (лишь в исключительных случаях – по решению суда это может произойти).