Бесплатная горячая линия по всей России

Как пользоваться тахографом

Используя свой транспорт в коммерческих целях, водитель обязан иметь тахограф. Это строгое правило, которое российское законодательство устанавливает для работы компаний, занятых грузоперевозками. Но часто у водителей, впервые видящих это устройство, возникает вопрос, как пользоваться тахографом.

Общие моменты использования тахографа

На самом деле работа с этим устройством не требует сложных навыков. Водителю не обязательно даже знать все функции и нюансы использования тахографа, достаточно уметь делать простейшие манипуляции с устройством.

К тому же, делать их придётся регулярно, поэтому вопрос, как пользоваться тахографом с картой водителя, со временем отпадает, превращаясь в рутинную операцию.

Главная задача тахографа, как и любого бортового самописца, фиксировать информацию о движении автомобиля. Он отмечает скорость, расстояние движения и время, в течение которого водитель был в пути. Такие устройства применяются как на грузовых автомобилях, так и на пассажирских. Но для частных авто их установка не нужна.

Для фиксации времени нахождения водителя за рулём используется его личная карта. В карту встроен чип, с помощью которого тахограф и производит записи на это устройство. Также на карте, как и на других личных документах водителя, есть его фото, ФИО, адрес и срок действия карты.

Статья 11.23 КоАП РФ запрещает использовать чужую карту. За это предусмотрены серьёзные штрафные санкции. Данное нарушение равнозначно езде без карты.

Несмотря на простоту использования тахографа, есть ряд нюансов, которые должен знать каждый водитель.тахограф

Если у вас предприятие

Уже ответив на вопрос о тахографе, на какие транспортные средства ставится это устройство, нужно отдельно рассмотреть требования к его применению на автомобилях предприятия.

Перед предприятиями стоит задача следить за работой самописцев на их машинах. Они обязаны самостоятельно проводить их ремонт, техобслуживание и калибровку. В отношении обслуживания тахографа законом предусмотрена конкретная периодичность:

  • Контроль режимов движения и отдыха раз в 1-2 месяца;
  • Выгрузка данных с карты водителя каждые 28 дней;
  • Выгрузка данных с тахографов раз в год;
  • Эта информация должна быть доступной для проверки ещё на протяжении года;
  • Блок тахографа должен проходить техническое обслуживание раз в два года;
  • При поломке блока его ремонтируют или утилизируют. При утилизации подаются данные в Росавтотранс, а информацию с блока предприятие обязано хранить ещё год.

Сертификаты на карты тахографа выдают предприятию на три года, после чего оно должно получить новые чипы.

Без карты ездить с тахографом нельзя. Это равнозначно передвижению без самого устройства. Штраф за такое нарушение составит от 1 до 3 тысяч рублей.

Тахограф и скоростной режим

Оценивая скоростные ограничения на дорогах и поведение многих автолюбителей, становится ясно, для чего нужна карта водителя для тахографа. Если владельцы легковых авто часто превышают скорость в надежде, что это не увидит сотрудник ГИБДД и не зафиксируют камеры, то на коммерческом транспорте такие уловки не пройдут именно благодаря наличию тахографа. На его распечатке будут видны все случаи превышения допустимой скорости. Это является основанием для штрафа. В европейских грузовых авто часто прямо на заводе устанавливается ограничитель скорости в 85 километров в час. В таком случае водитель не может превысить допустимый режим.

Чем отличается карта водителя СКЗИ от ЕСТР

Тип карты водителя и самого тахографа отличается в зависимости от маршрута движения машины. Чтобы понимать, как пользоваться тахографом с картой СКЗИ, нужно знать её основные отличия от карты ЕСТР:

  • Карта СКЗИ имеет защитный пин-код, который водителю нужно вводить перед каждым использованием;
  • ЕСТР стоит значительно дороже СКЗИ;
  • Оформление СКЗИ требует довольно большого количества документов: копии паспорта, СНИЛС, ИНН и прав, фото, разрешение на обработку данных, а также письменное заявление работодателя водителя на получение карты.

Кроме того есть внешние отличия, связанные с международным использованием карты ЕСТР. В ней данные водителя дублируются на английском языке в то время, как в картах СКЗИ они указаны только на русском.

Из этого следует отличие в назначении карт – СКЗИ для маршрутов по России, а ЕСТР – для международных поездок.

Как узнать PIN-код

Вопрос о том, как узнать пин-код карты тахографа, вряд ли обеспокоит водителя, так как эти данные ему предоставит фирма, производитель карты водителя.

Но нередко водители неправильно вводят код и карта блокируется. Как восстановить пин-код тахографа? В таком случае нужно ввести ещё один код, выданный компанией-производителем. Он называется PUK-код. После этого карта создаст новый PIN-код, который будет виден на экране тахографа. Его нужно записать и использовать в дальнейшем.

Если же у водителя нет никаких данных, то получить доступ к тахографу он сможет только после обращения в фирму производитель карты. Для этого нужно будет удостоверить свою личность, чтобы сотрудники компании убедились в том, что именно владелец карты хочет получить к ней доступ. Также нужно будет предоставить и саму карту.

Инструкция использования тахографа с карточкой водителя

Тахографы, прошедшие российскую сертификацию, довольно схожи по своему устройству. Это упрощает понимание нюансов использования новой модели. Однако, их интерфейс может отличаться. Поэтому, водители часто ищут, как пользоваться тахографом с картой водителя, и видео в интернете по данной теме весьма популярны.тахограф

Пошагово использование тахографа выглядит следующим образом:

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему - просто обратитесь к нашему юристу:

+7 800 302-73-51
(вся Россия)

Это быстро и бесплатно!

  • Установка карты в слот устройства до включения двигателя. Карта вставляется чипом вверх, в левый слот до щелчка (отдельные модели забирают её автоматически). Если водителей двое, то каждый вставляет карту в свой слот;
  • Ввод пин-кода, активирующего карту. На экране появятся данные водителя;
  • Введение данных о том, чем водитель занимался до начала работы с картой. Обычно выбирается вариант «отдых» или «работа»;
  • С началом движения, тахограф отобразит надпись «вождение». Это автоматический режим, которым нельзя управлять вручную. При отсутствии карты в слоте, вместо этой надписи будет указано «управление без карты» и будет соответствующий звуковой сигнал.
  • После остановки происходит автоматический переход в режим отдыха;
  • В устройстве должна быть бумага для печати данных о его работе, а также исправный термопринтер. За отсутствие бумаги могут дать штраф, так как это считается неисправностью тахографа. При печати водитель выбирает временной диапазон, данные в течение которого будут выведены на бумагу;
  • Вынимается карта из слота после окончания работы одним нажатием на кнопку рядом с ней.

Хотя для многих водителей работа с тахографом – простой и привычный процесс, стоит иметь с собой инструкцию по работе с устройством, на случай возникновения сложностей. Такую инструкцию считают плюсом для водителей и сотрудники ГИБДД в случае проверки тахографа.

Функционал тахографов

Основные функции этого устройства сводятся к следующему:

  • Запись информации об основных параметрах движения автомобиля (скорость, время, расстояние и т.д.);
  • Сохранение данных на карте водителя и в памяти самого устройства;
  • Вывод информации на дисплей устройства, для контроля водителем;
  • Печать данных на бумаге.

Кроме этих функции контроля за движением, тахограф осуществляет самотестирование и диагностику ошибок.

Обслуживание тахографов

Поскольку тахограф достаточно сложное устройство, оно нуждается в правильном обслуживании. Есть конкретный перечень действий для обслуживания и проверки того, как работает тахограф:

  • Проверка точности устройства;
  • Правильности его работы;
  • Корректировки показателей с учётом временным отличий;
  • Коррекция пробега автомобиля;
  • Регулирование скоростных ограничений;
  • Калибровка устройства.

Эти действия по проверке тахографа нужно производить не реже раз в два года. Дополнительно они нужны после ремонтов, связанных с заменой блока СКЗИ, шин и самого прибора.

Для чего необходимо устройство

Поскольку тахограф нужен для контроля времени работы и перерывов в ней, то он сохраняет историю рабочего дня, к которой у сотрудников органов контроля должен быть доступ.

В связи с этим есть определённые требования закона к автомобилям, которым тахограф нужен и перечень тех видов транспорта, для которых установка такого оборудования не обязательна.

Оснащение тахографом ТС

Ответ на вопрос: на какие машины нужно устанавливать тахограф прост. Определено всего два типа ТС, где тахограф должен быть обязательно:

  • Автобусы, то есть все автомобили с количеством посадочных мест больше 8, которые применяются для перевозки пассажиров;
  • Грузовые машины с весом более 3,5 тонн.

Зная это, у водителя не должно возникать сомнений и вопросов о установке тахографа на газель или иные авто, чья масса меньше указанной величины.

Кому не нужно ставить тахографы

Но есть ряд исключений даже среди крупного транспорта. Закон не обязывает устанавливать тахографы на:

  • Троллейбусы;
  • Автомобили для международных перевозок, потому что там есть тахографы европейского образца;
  • Военные автомобили;
  • Техника специального назначения, которая применяется для оперативно-розыскных мероприятий (авто МВД, ФСБ и т.д.);
  • Трактора и самоходные машины, зарегистрированные в Гостехнадзоре;
  • Автомобили старше 30 лет, которые не предназначены для перевозок коммерческого назначения, и на которые не нужно платить утилизационный сбор;
  • Учебные машины;
  • Авто, которые проходят дорожные испытания.

Ранее в этом перечне также были автобусы городского и пригородного сообщения, но в 2017 году их изъяли из списка исключений и обязали устанавливать тахографическое оборудование.тахограф

Помимо общего списка исключений, есть специальный, составленный по критерию работ, выполняемых автомобилями:

  • Бетононасосы, бетоносмесители, гудронаторы, автокраны;
  • Пожарные машины и машины скорой помощи, а также медицинские комплексы;
  • Эвакуаторы и ТС дорожных служб, а также коммунального хозяйства;
  • Транспорт, обслуживающий нефтяные и газовые скважины;
  • Машины инкассаторов;
  • Автоподъёмники;
  • Автолавки;
  • Бронированные автомобили;
  • Автодома;
  • Автобусы, использующиеся в ритуальных услугах;
  • Специализированные ТС (сельскохозяйственного назначения и т.п.);
  • Грузовики категории С, которые перевозят сельхозпродукцию в пределах муниципалитета, в котором они зарегистрированы;
  • Передвижные лаборатории и телестудии;
  • Специальный транспорт.

Как видно из перечня, исключений довольно много, но все они связаны с техническим назначением, и не относятся к транспорту, который перевозит грузы и людей на большие расстояния.

Тахограф на самосвал

В строительных работах без самосвалов не обойтись. И у владельцев такого транспорта возникает логичный вопрос – на какой из них требуется установка тахографа? Если это самосвал строительной компании, то тахограф нужен. А вот нужен ли он для машин коммунального хозяйства – вопрос не такой однозначный.

Дело в том, что ГИБДД в разных регионах трактует список исключений по-своему. В частности, к коммунальному транспорту, который не нуждается в тахографе, автоинспекторы относят специализированные автомашины. Например, машины, оборудованные щётками для чистки дороги. Обычные же самосвалы в разряд исключений не попадают и за отсутствие тахографа выписывают штраф.

Тахограф на личный транспорт

Тахограф нужен только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Частные владельцы грузовиков устанавливать такое оборудование не обязаны. Поэтому некоторые фирмы идут на хитрость, регистрируя машину на водителя. Однако, это связано с определёнными рисками, так как по итогу права на владение автомобилем остаются также у водителя.

Тахограф на личный автомобиль для коммерческих перевозок

Ещё один распространённый случай – осуществление коммерческих перевозок на личном авто без регистрации ИП. Тахограф в таком случае не нужен и штраф за его отсутствие не выпишут. Но водителя могут привлечь за осуществление незаконной предпринимательской деятельности.

Тахограф на газель

На автомобили, общей массой менее 3,5 тонн устанавливать тахограф не нужно.

На кран манипулятор

Данный тип оборудования относится к автомобильным кранам, а они, как видно из перечня выше, попадают в исключения. Поэтому установка тахографа на такое оборудование не обязательна.

Замена аналоговых тахографов

Нужно учитывать, что со 2 марта 2018 года установка аналоговых тахографов запрещена. Поэтому оборудование старого образца нужно заменить на цифровой вариант.

Штрафы за отсутствие тахографа

Размер штрафов варьируется:

  • Для водителей – от 1 до 3 тысяч рублей;
  • Для должностных лиц – от 5 до 10 тысяч.

Избежать штрафа от ГИБДД можно только используя тахограф в соответствии с правилами, а также проводя снятие его показаний и техническое обслуживание в установленные законом сроки.



  • Информация на сайте может быть не полной, т.к. законодательство регулярно меняется, вносятся поправки в законы.
  • В каждом отдельном случае могут быть особые условия, вся информация не является руководством к действию, только для ознакомления.
  • Именно по этой причине обратитесь за консультацией бесплатно к нашим экспертам, мы выслушаем и окажем помощь в решении именно вашей проблемы! Задавайте вопрос сейчас!
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бесплатная помощь юриста по автомобильным спорам
Добавить комментарий