Какие нормы режима труда и отдыха должны соблюдать водители

водитель за рулем

Работа водителя требует не только концентрации, но и выносливости, ведь профессиональным шоферам приходится отрабатывать за рулем полную смену. Хроническая усталость может повысить вероятность ДТП, потому режим труда и отдыха водителей закреплен на законодательном уровне. Сегодня шофер может получить штраф не только за отсутствие тахографа, но и за нарушение правил водительской деятельности. Ниже мы рассмотрим особенности режима работы за рулем, установленного действующим законодательством.

Нормативная база

Основные документы, регулирующие работу водителей:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • положение закона «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей авто».

Содержание данных документов периодически пересматривается. Однако основные положения остаются неизменными.

Вышеперечисленные бумаги регулируют работу предприятий, занимающихся транспортировкой пассажиров и грузов. Также их действие распространяется на всех водителей, работающих по трудовому договору на авто, принадлежащих организациям. Причем форма собственности не играет роли – индивидуальные предприниматели также обязаны соблюдать нормативы работы. Исключение составляют водители-вахтовики и лица, осуществляющие международные грузоперевозки.

Методы учета рабочего времени

Действующее законодательство предусматривает два варианта учета рабочего времени:

  1. Ежедневный. Используется в том случае, если рабочая смена водителя не превышает нормы, указанной в Трудовом кодексе РФ. Максимальное еженедельное количество рабочих часов – 40. При пятидневке это 8 часов в день, при шестидневке – 7.
  2. Суммированный. Необходим тогда, когда необходимо увеличить количество рабочих часов. Суммарно отработанное время не должно превышать ежемесячную норму. Планируя превысить количество часов в смене, установленное ТК РФ, работодатель обязан предварительно согласовать изменения с представителем профсоюза.

Конкретный вариант выбирается в зависимости от специфики работы предприятия.Какие нормы режима труда и отдыха должны соблюдать водители

Рабочее время водителя

Относительно специфики труда, рабочий день водителя состоит не только из непосредственного управления авто, но и следующих действий:

  1. Подготовка к выезду вначале дня и заключительные работы по возвращению в организацию. При осуществлении международных грузоперевозок учитывается время, отведенное для выполнения работ в пункте оборота.
  2. Перерывы, отведенные для отдыха.
  3. Прохождение медицинского осмотра водителя. Выполняется перед выездом и по возвращении шофера в организацию.
  4. Простои, произошедшие вне зависимости от действий сотрудника.
  5. Стоянка в пунктах высадки/посадки пассажиров и выгрузки/погрузки грузов.
  6. При обнаружении поломок, какое-то время потребуется для их устранения. Ремонт может производиться как на трассе, так и предполагать буксировку машины в автосервис.
  7. Охрана автомобиля и перевозимого груза во время простоя на промежуточных пунктах и в конечных точках пути. Подобные обязанности относятся к разряду дополнительных и должны быть предусмотрены пунктами трудового договора.
  8. Если в рейс были отправлены два водителя, то в рабочие часы записывается время пребывания шофера на рабочем месте, когда он не занимается непосредственным управлением авто.

Например, водитель работает 6 дней в неделю по 7 часов в день. Семичасовой рабочий день включает в себя не только непосредственное управление авто, но и промежуточные перерывы, медосмотры, время погрузки и выгрузки товаров.

Некоторые действия засчитываются не полностью. К ним относится:

  • время охраны груза (как минимум 30% затраченного времени должно быть записано в рабочую смену);
  • работа второго водителя, когда он не находится за рулем (минимум 50% времени включается в рабочую смену).

Например, водитель получил задание доставить грузы в подразделение компании, расположенное в другом городе. Затем он должен вернуться в гараж. В пути он потратил 2 часа на охрану груза во время вынужденного простоя авто. Как минимум 40 минут (30%) этого времени компания обязана ему оплатить, внеся в стандартный рабочий день.управление ТС

Периоды труда и отдыха

Действующее законодательство не запрещает водителям работать до 10 часов в день. В некоторых случаях шофер может находиться на смене 12 часов, но не более 9 из них за рулем. По такому режиму могут работать следующие водители:

  • осуществляющие регулярные пригородные и городские перевозки;
  • включенные в штат сотрудников коммунальных предприятий, учреждений здравоохранения, почтовой и телефонной связи;
  • выполняющие доставку грузов между городами (водителю требуется больше времени, чтобы доехать до контрольной точки);
  • работающие на специально оборудованных инкассаторских машинах;
  • осуществляющие перевозки для органов государственной власти.

В действующей редакции Приказа Минтранса РФ из вышеуказанного перечня были исключены автомобили пожарных и аварийно-спасательных организаций. При необходимости продлить рабочий день более, чем на 12 часов, в рейс необходимо отправлять двоих водителей. Они работают по сменному графику.

Работодатель имеет право разбить рабочий день сотрудника на две части, учитывая производственную специфику. Такие меры применимы к водителям автобусов, работающих на регулярных маршрутах. Суммарное время работы не должно превышать законодательно установленную продолжительность смены.

В приказе №170 также указано, что общее количество времени, проведенного за рулем, не должно превысить 56 часов в неделю. Более ранняя редакция документа содержала иную формулировку: «До 90 дней подряд в течение двух недель».

Законодательство не только определяет время труда, но и гарантирует шоферу обязательные периоды отдыха. Рассмотрим их подробнее:

  1. Перерыв на прием пищи. Средняя продолжительность варьируется от получаса до двух часов. При общей продолжительности рабочей смены более восьми часов, допускаются два перерыва. Их совокупная длительность не может превышать два часа.
  2. Отдых между сменами. Продолжительность определяется длиной рабочего дня. Отдых между сменами не может быть меньше двух рабочих смен. Например, если водитель отработал 8 часов, то он должен отдохнуть не менее 16 часов.
  3. Выходные дни. Совокупно выходные дни должны быть более 42 часов. Они предоставляются перед междусменным отдыхом, либо после него. Ежемесячное количество выходных не может быть меньше числа полных недель в месяце.

Водители междугородних рейсов получают дополнительный перерыв после первых четырех часов работы. Его продолжительность составляет 15 минут. Далее этот перерыв повторяется каждые 2 часа.водитель

График работы водителей и прочие документы

Нюансы деятельности водителя должны фиксироваться в сопроводительной документации. Один из таких документов – Правила внутреннего трудового распорядка компании. Соответственно этим нормам, с каждым сотрудником заключается трудовой договор. В нем должны быть прописаны режимы работы, условия оплаты, возможность ненормированной занятости и т. д.

Работодатель обязан ежемесячно составлять график труда и отдыха водителей, включенных в штат компании. В документе указывается следующая информация:

  • рабочие дни для каждого водителя;
  • время начала и окончания смены;
  • время перерывов для питания, отдыха;
  • дни еженедельного отдыха.

Трудовой договор и прочие документы должны создаваться в соответствии нормам Приказа Минтранса РФ №15 и Трудового кодекса.

Тахографы

Каждый работодатель обязан контролировать то, как сотрудники соблюдают режим труда и отдыха для водителей. Это указано в пункте 1 статьи 20 Федерального закона №196 «О безопасности дорожного движения». Рассмотрим основные положения документа:

  1. Работодатели обязан соблюдать режим труда и отдыха сотрудников, установленный действующим законодательством РФ.
  2. Каждое ТС, работающее на компанию, должно быть оснащено техническими средствами контроля, которые обеспечивают непрерывную передачу информации о маршруте и скорости движения ТС. Речь идет о тахографах.

Требование оборудования машин тахографами закреплено на законодательном уровне. Относительно статьи 11.23 КоАП, отсутствие контролирующего оборудования влечет за собой наложение следующих штрафных санкций:

  1. Использование машины для перевозки грузов или пассажиров без тахографа, если данное требование закреплено в действующем законодательстве. Размер штрафа – 1000-3000 рублей.
  2. Езда с тахографом, который не соответствует установленным требованиям или является неисправным. Должностное лицо облагается штрафом в размере от 5000 до 10000 рублей. Исключение – оборудование поломалось в начале рейса.
  3. Были нарушены правила использования тахографа. Штраф от 1000 до 3000 рублей.

Таким образом, рабочее время и время отдыха водителей автомобилей закреплено законодательно. Поэтому шофер обязан придерживаться установленных правил, а его работодатель должен контролировать процесс их соблюдения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бесплатная помощь юриста по автомобильным спорам
Добавить комментарий