Бесплатная горячая линия по всей России

Нагрузка на ось: как рассчитать, ответственность за перегруз

Грузоподъемность – важная характеристика не только грузового, но и легкового автомобиля. Если машина перегружена, то она представляет угрозу для других участников движения. Дело в том, что авто с перегрузом движется нестабильно, а его тормозной путь увеличивается. Кроме того, чрезмерная нагрузка может стать причиной внезапной поломки машины.

Перегруженные авто ускоряют разрушение дорожного покрытия. Недаром для каждого вида грузовиков на законодательном уровне установлена предельная масса. Поэтому инспектор ГИБДД может оштрафовать водителя за перегруз. Ниже мы поговорим о том, как рассчитать нагрузку на ось грузового автомобиля.

Зачем рассчитывать нагрузку на ось

Для осуществления междугородних грузоперевозок используются тяжелые фуры и автопоезда, которые ускоряют износ дорожного покрытия. Чтобы поддерживать дороги в приемлемом состоянии, законодатели установили предельные значения общего веса грузового авто и нагрузки на ось.

При проезде по мостам и некоторым участкам дорог водители могут заметить соответствующие указатели, которые определяют максимально допустимую массу автомобилей. Если вес авто превышает указанные значения, то ему запрещено проезжать по дороге, где установлен ограничивающий указатель. Установка такого знака может быть связана с грузоподъемностью мостовой конструкции или состоянием дорожного покрытия.

Процесс грузоперевозок контролируется рядом нормативных актов, одним из которых является ФЗ №257. В пункте 2 статьи 31 данного нормативного акта указано, что для эксплуатации по автодорогам транспорта, превышающего допустимый вес более чем на 2%, требуется получить соответствующее разрешение. То же самое касается и тех ТС, у которых превышен показатель нагрузки на ось.

Чтобы получить соответствующее разрешение, владелец транспортного средства должен сделать следующее:

  1. Согласовать маршрут с контролирующим органом. Для этого он пишет заявление, в котором отражает точный маршрут ТС, а также дату и время поездки.
  2. Компенсировать урон, который будет нанесен дорожному покрытию. При определении суммы компенсации учитываются технические характеристики и состояние дорог, по которым будет двигаться транспортное средство. В маршрут могут быть внесены коррективы, если грузоподъемность или состояние дорог не соответствуют весу автомобиля.

техосмотрМаксимально допустимый вес авто

На законодательном уровне установлен максимальный вес грузовых авто, которым разрешается передвигаться по дорогам общего пользования. Данный показатель зависит от типа ТС и количества осей:

  1. Масса двухосного одиночного автомобиля не должна превышать 18 тонн.
  2. Трехосное одиночное авто должно весить не более 25 тонн. Если же речь идет о седельном или прицепном автопоезде, то допустимая масса составляет 28 тонн.
  3. Максимальная масса четырехосных одиночных ТС – 32 тонны. Для автопоездов данный показатель составляет 36 тонн.
  4. Одиночные грузовики с пятью и более осями не должны весить более 38 тонн. Максимальная масса пятиосных автопоездов составляет 40 тонн.
  5. Предельный показатель для автопоездов с шестью и более осями составляет 44 тонны.

Допустимая погрешность составляет всего 5%. Поэтому владельцу важно точно знать вес снаряженного авто.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему - просто обратитесь к нашему юристу:

+7 800 302-73-51
(вся Россия)

Это быстро и бесплатно!

Особенности расчета нагрузки

Данный показатель можно рассчитать по двум параметрам:

  • общий вес машины;
  • нагрузка на ось.

Для примера рассчитаем вес двухосного автомобиля, например, стандартной «Газели». Для этого используем следующую формулу: Ма = Нп + Нз, где Ма – вес грузовика, Нп – нагрузка на переднюю ось, а Нз – нагрузка на заднюю ось.

Таким образом, зная, какая нагрузка приходится на каждую из осей, получаем общую массу авто. Для трехосевых автомобилей, где средний и задний мост объединен в тележку, используется аналогичная формула. Только вместо нагрузки на задний мост берется показатель нагрузки, приходящейся на всю заднюю тележку. Та можно рассчитать массу авто типа «Камаза».

При расчете нужно учесть, что нагрузка на заднюю ось обычно больше, ведь именно на нее приходится вес всех перевозимых товаров. На переднюю же ось оказывает давление только кабина и силовой агрегат.

Теперь рассчитаем нагрузку, зная вес машины, прицепа и груза. Для этого нужно следовать такому алгоритму:

  1. Узнаем фактический вес груза. Например, 19 тонн.
  2. В СТС смотрим массу автомобиля (6 тонн) и прицепа (11 тонн).
  3. Чаще всего нагрузка распределяется следующим образом: на прицеп приходится 0,75 всей массы груза, а на тягач – 0,25.
  4. Определяем нагрузку на прицеп. Для этого используем формулу: 0,75 х масса груза + масса прицепа. Получаем 25,25 тонн.
  5. Поскольку в прицепе нагрузка распределяется равномерно, то делим общую массу на количество осей (у нас их три). Соответственно, на каждую ось будет приходиться нагрузка в 8,4 тонн.
  6. На машину приходится оставшиеся 0,25 веса. Таким образом, нагрузка на машину будет равна 10,75 тонн. На переднюю ось будет приходиться 0,25 этой массы (около 2,7 тонн), на заднюю – 0,75 (8,05 тонн).

Основная проблема таких расчетов заключается в том, что они позволяют получить лишь приблизительные цифры. Соответственно, нагрузка на оси будет неравномерной. Чаще всего это происходит ввиду следующих причин:

  • прицеп прогибается под грузом;
  • у полуприцепа неисправна подвеска;
  • площадка полуприцепа установлена не строго горизонтально;
  • погрешность обусловлена конструктивными особенностями подвески авто.

Определение нагрузки на ось грузового авто

Наиболее точные данные позволяет получить взвешивание. Таким образом можно узнать как общий вес авто, так и значения для каждой оси.

Сегодня грузовики взвешиваются двумя способами:

  1. Динамический. ТС на небольшой скорости (до 5 км/ч) проезжает по поосным весам. Датчики фиксируют вес каждой оси и общую массу машины. Это быстрый, удобный и довольно точный способ (максимальная погрешность – 3%).
  2. Статический. Автомобиль выезжает на платформу весов и останавливается. Благодаря тензодатчикам, погрешность таких измерений составляет всего 0,01%.

Для получения точных данных об уровне загруженности авто водитель может использовать тягач, оснащенный системой мониторинга. Это дорогое удовольствие, но в этом случае не придется каждый раз заезжать на весы.

Также можно вмонтировать манометры непосредственно в магистраль пневморессоры. При осуществлении погрузочных работ, водителю достаточно будет следить за показанием манометров.

Ответственность за перегруз

Если вес автомобиля превышает допустимые нормы, водитель будет оштрафован. Размер взыскания зависит от категории нарушителя. Возможны такие варианты:

  • физлицо заплатит в пределах 1500-2000 рублей;
  • для должностных лиц сумма составит 15000 рублей;
  • штраф для юрлица – 400000 рублей.

Кроме того, водителя могут оштрафовать, если фактический вес авто не соответствует данным, указанным в сопроводительных документах. Инспектор может оштрафовать автомобилиста только после проведения контрольного взвешивания.



  • Информация на сайте может быть не полной, т.к. законодательство регулярно меняется, вносятся поправки в законы.
  • В каждом отдельном случае могут быть особые условия, вся информация не является руководством к действию, только для ознакомления.
  • Именно по этой причине обратитесь за консультацией бесплатно к нашим экспертам, мы выслушаем и окажем помощь в решении именно вашей проблемы! Задавайте вопрос сейчас!
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бесплатная помощь юриста по автомобильным спорам
Добавить комментарий