Правила дорожного движения и технические регламенты содержат нормы и требования к внешнему виду автомобилей. Соблюдение таких правил благополучно сказывается на безопасности дорожного движения. Если владелец авто самостоятельно, по своему собственному желанию, меняет комплектацию авто, это может стать причиной роста количества дорожно-транспортных происшествий.
Одной из частых причин происшествий на дорогах стала полюбившаяся многим водителям тонировка передних и задних осветительных элементов своего транспортного средства. По мнению большинства автолюбителей, такое дополнение не только украшает автомобиль, но и придает ему уникальный стиль.
Требования ГОСТ
Российскими автомобильными стандартами четко регламентирована вся светотехника, устанавливаемая на автомобиль.
- Тормозной фонарь обязательно должен быть красного цвета.
- Фонари, указывающие на поворот автомобиля, должны быть желтого цвета.
- Подсветка номерного знака и фары, обозначающие движение автомобиля назад обязательно должны быть белого цвета.
- Отдельное требование действует в отношении габаритных огней. Огни, расположенные на передней части автомобиля, обязательно должны быть белого цвета, а задние огни обязательно должны быть красного цвета.
- В стандартах также содержится требование о цвете противотуманных фар. Они должны быть или белого или желтого цвета.
Такими требованиями законодательства руководствуются все производители автомобилей, располагающиеся на территории Российской Федерации. Любой отход от требований данных стандартов наказывается в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Именно об ответственности необходимо помнить каждому автомобилисту, раздумывающему о тонировке фар своего автомобиля. Это правило касается и тонировки фар пленкой. Сейчас затонировать пленкой передние и задние фары своего автомобиля можно практически в любом автосалоне. Мастера в салонах проводят такую процедуру по желанию водителя, ведь при выявлении факта нарушения действующего законодательства, к ответственности будет привлечен только владелец автомобиля.
Российские стандарты содержат исключение к общим правилам установки светотехники на автомобиле – это американские и японские авто, комплектация которых имеет иное световое решение. В отношении таких средств транспорта в нормативных правовых актах установлены определенные допуски по цветам установленных световых приборов, которые разрешают использование таких авто на территории Российской Федерации.
В законодательстве не предусмотрен запрет на использование виниловой пленки. Ограничение установлено только в отношении светопроницаемости тонировки – она должна быть не менее 85%. Кроме того, тонируя осветительные приборы своего транспорта, владелец должен позаботиться о сохранении их исходного цвета.
Как сотрудники ГИБДД относятся к тонированным осветительным приборам авто?
В большинстве случаев тонирование передних и задних осветительных приборов авто производится без соблюдения требований законодательства. Владелец авто выбирает цвет и светопроницаемость пленки исходя из собственных предпочтений, чтобы его автомобиль выделялся на дороге и привлекал к себе восторженные взгляды.
Для тонирования фар используется специальная виниловая пленка или лак. Виниловая пленка может быть применена в разнообразных цветовых решениях. С помощью такого материала можно выделить отдельные элементы фар авто или полностью скрыть их, выбрав цвет, максимально приближенный к окраске кузова.
Безусловный плюс пленки – если она разонравится или ее не оценят сотрудники полиции, материал можно снять с осветительных элементов за считанные секунды. При использовании лака, избавиться от покрытия будет непросто, так как он окрашивает осветительные приборы.
Сотрудники ГИБДД, как правило, неодобрительно относятся к тонировке передних и задних фар средства транспорта, так как она может сказаться на безопасности движения – из-за большой плотности пленки, фары могут быть не видны другим участникам дорожного движения.
Исключение составляет только штатная (заводская) тонировка, которая практически не выделяется и не оказывает влияние на светопрозрачность. В этом случае требования законодательства не нарушаются, так как такая тонировка входит в комплектацию авто, допущенного к эксплуатации.
Ответственность за тонировку
Если нанесенная на осветительные приборы тонировка не соответствует требованиям общероссийских стандартов, владелец такого средства транспорта может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа. Размер штрафа зависит от нескольких обстоятельств.
Ответственность за тонировку передних фар
Если тонировка передних осветительных приборов выполнена с нарушениями законодательства, возможно привлечение к ответственности:
- Три тысячи для владельца авто.
- 15-20 тысяч для лиц, которые ответственны к эксплуатации авто или к его выпуску.
- Для юридических лиц ответственность будет повышена до 400-500 тысяч рублей.
Все световые устройства, не соответствующие требованиям законодательства, изымаются сотрудниками ГИБДД.
Помимо штрафа, законом предусмотрены и иные меры ответственности:
- Дополнительный штраф в размере 500 рублей, если у водителя отсутствует разрешение на использование осветительных элементов с нанесенным тонировочным покрытием.
- Лишение прав на управление авто сроком до года.
В таких случаях световые они также конфискуются сотрудниками ГИБДД.
Ответственность за тонировку задних фар
В Кодексе об административных правонарушениях не предусмотрено ответственности за тонировку задних осветительных элементов. Однако сотрудник ГИБДД, остановивший такой автомобиль, может посчитать такую тонировку неисправностью, из-за которой задние фары имеют ненадлежащий вид. Кроме того, к ответственности привлекается водитель, если у него нет разрешение о допуске к эксплуатации автомобиля с тонированными фарами. В качестве ответственности за такое нарушение предусмотрен штраф в размере 500 рублей.
Многих водителей волнует вопрос, допускается ли тонировка задних фонарей пленкой красного цвета. Сотрудник ГИБДД не предъявит претензии к такой пленке, так как она соответствует требованиям российских стандартов. Необходимо только чтобы такая пленка имела плотность не менее 85 процентов, и не искажала цвет фар (не затемняла их).
Правила тонировки автомобиля
Изменения коснулись не ПДД, а ГОСТа Р 51709-2001. Именно этот акт регламентирует, какую тонировочную пленку можно клеить на стекла российских автомобилей. В измененной версии все стекла транспортных средств разделены на две категории: дающие обзор вперед и назад.
Согласно новому ГОСТУ нужно соблюдать следующие правила:
- лобовое стекло – уровень светопропускания не меньше 75 %;
- правое и левое передние боковые стекла – 70 %;
- тонировка заднего стекла разрешена, если есть боковые зеркала заднего вида;
- ширина тонирования верхней части лобового стекла не должна превышать 14 см, при любом значении светопропускания;
- шторки и жалюзи для автобусов и задних стекол легкового транспортного средства разрешены, при условии наличия зеркал заднего вида.
На зеркальную тонировку прямого запрета в ГОСТе нет, но технические постановления не разрешают подобных модернизаций в автомобиле. С оговорками можно наносить материал с отражающей способностью не более 60 %. Это значение, при котором риск ослепить встречного водителя отраженным светом минимальный.
Так называемая тонировка-хамелеон разрешена, если она прошла официальную российскую сертификацию по ГОСТу. Качественный материал имеет светопропускную способность от 80 %, это означает, что можно наносить его и на передние стекла. К тому же способности подобной тонировки попадают под определение безопасности.
А вот поклонникам некоторых видеоблогеров, пропагандирующий так называемую съемную тонировку, придется разочароваться. По техническому регламенту подобные элементы приравниваются к самоклеящейся тонировке со всеми вытекающими для нарушителя последствиями.