На столбах, расположенных у дорог, все чаще стали появляться сине-красные мигалки. Многие водители не знают об их предназначении, а потому они просто притормаживают перед лампочками, считая их своеобразным аналогом знака «Стоп». Ниже мы разберемся в том, что это за устройства, и почему их становится все больше на российских дорогах.
Мигалки на столбах: что это
Такие лампочки, установленные на столбы, называются шериф-балками. Они имеют вид обычных красно-синих мигалок, которые можно увидеть на патрульных машинах. Такие устройства используются для имитации проблесковых маячков, установленных на автомобилях Госавтоинспекции. И основной их задачей является снижение количества ДТП на российских дорогах.
Принцип работы таких «висячих полицейских» заключается в следующем: в темное время суток водитель будет видеть мигалку и думать, что навстречу ему движется патрульный автомобиль. Соответственно, количество нарушителей на российских дорогах должно резко снизиться.
Своеобразным аналогом шериф-балок являются картонные макеты, имитирующие сотрудников ГИБДД или их машины. Такие конструкции обязательно попадают в поле зрения водителя, заставляя его снизить скорость.
Основным преимуществом шериф-балки перед макетом является ее хорошая видимость издалека. Такие мигалки автоматически включаются с наступлением темноты.
Поскольку шериф-балки не относятся к категории специальных технических средств, то для их установки не требуется внесения правок в КоАП или правила дорожного движения.
Где устанавливаются шериф-балки
На данный момент новые устройства тестируют на дорогах различных регионов РФ. В большом количестве их можно встретить в Подмосковье и Красноярском крае.
Сине-красные маячки были выбраны не случайно. Традиционно они используются службой ДПС. Ожидается, что увидев такую мигалку, водитель снизит скорость и будет внимательнее следить за ситуацией на дороге. Поэтому шериф-балки устанавливают на наиболее опасных участках и местах, где автомобилисты чаще всего превышают максимально допустимую скорость.
Такие маячки целесообразно размещать также перед остановками общественного транспорта и нерегулируемыми пешеходными переходами. В большинстве случаев подобные устройств устанавливают на опорах освещения и столбах линий электропередач. Шериф-балки размещают таким образом, чтобы их было видно издалека.
Нужно ли тормозить перед шериф-балкой
Основным предназначением таких устройств является привлечение внимания водителей. Поскольку шериф-балка не является дорожным указателем, то она не требует от водителя совершения каких-либо дополнительных действий.
В пункте 3 ПДД указано, что водитель должен снизить скорость, приближаясь к остановленному ТС с включенным проблесковым маячком синего цвета. Касательно шериф-балок такое указание в правилах дорожного движения отсутствует. Они лишь информацию водителя о том, что ему следует проявить повышенную бдительность при проезде конкретного дорожного участка. Например, впереди может оказаться опасный поворот или пешеходный переход.
Могут ли приходить штрафы с шериф-балок
На данный момент шериф-балка является самостоятельным устройством. Поэтому установка дорожных камер на опоры с такими маячками не производится. Кроме того, наличие мигалки не может свидетельствовать о том, что поблизости находится устройство фотовидеофиксации. Однако исключать возможность установки дополнительного средства контроля исключать не следует, ведь шериф-балки размещают в потенциально опасных местах.
Не следует забывать и о передвижных комплексах. Такие камеры устанавливаются на треногах или монтируются на крышу авто. Они могут подстерегать водителя на любом отрезке дороги.
Реакция водителей на мигалки на столбах
Мнения водителей о таких устройствах неоднозначны. В соцсетях автомобилисты негодуют, рассказывая о случаях, когда мигалки на столбах устанавливают на прямой, хорошо освещенной дороге, на окраине города, где нет ни наземных переходов, ни остановок, а только лес и выезд с прилегающей дороги. О чем здесь предупреждают – непонятно. Массово жалуются водители и в Мытищах, где такие мигалки повесили на шоссе с пешеходными переходами и светофорами, которые переключаются после нажатия кнопки.
Но есть и те, кто считает мигалки на столбах оправданным предупреждением. Некоторые автомобилисты отмечают, что такие знаки установили на тех участках дороги, которые становятся опасными в плохую погоду, или там, где ранее были частыми аварии с участием пешеходов. При этом многие обращают внимание на то, что мигалки на столбах – это более эффективная мера предосторожности в отличие от лежачего полицейского или ограничения по скорости.
Мнение экспертов
Специалисты указывают на то, что сине-красные огни на пути – это одно из немногих решений, которое способно заставить притормозить пьяного водителя, особенно если он уже плохо осознает, что происходит вокруг.
Эта идея была позаимствована у иностранных коллег, и за границей она уже доказала свою эффективность. Мигалки хорошо просматриваются (видны примерно за 2 км), заставляя водителя снизить скорость. Оптимальным решением будет включать их в разное время суток, чтобы автомобилисты не привыкали к такому предупреждению и не относились халатно.