С января 2021 года действуют другие правила учета дорожно-транспортных происшествий. Теперь для статистики будут принимать во внимание не все ДТП. Разумеется, что показатели это изменит. Но, не реальную картину того, что творится на наших дорогах.
О каком учете идете речь?
Правила учета дорожно-транспортных средств в РФ установлены Постановлением Правительства №1502 от 19.09.2020 года. Нужно это для изучения причин возникновения аварий на дорогах, разработке эффективных мероприятий по предотвращению.
Например: проанализировав статистику ДТП на перекрестке стало понятно, что большинство аварий происходит из-за нелогично установленных дорожных знаков. Поэтому было принято решение изменить последовательность установленных знаков и скорректировать разметку.
Формируют статистику не только ГИБДД, но и владельцы транспортных средств, водители общественного и специального транспорта, медицинские учреждения.
Подлежать учету все дорожно-транспортные аварии, но для статистической отчетности принимают во внимание только те ДТП, в которых пострадали люди. При анализе таких аварий их классифицируют по следующим признакам:
- Вид дорожно-транспортной аварии. Например, это было столкновение, наезд или неправильно выполненный маневр обгона.
- Место и время аварии.
- Причина ДТП: это было нарушение ПДД, техническая неисправность автомобиля, внешние факторы независящие от водителя.
- Категория пострадавших лиц, какие травмы были получены, есть или нет летальный исход.
А вот те аварии, которые произошли на мероприятиях с использованием автомобильного транспорта, для статистики не принимаются во внимание. Также не будут брать во внимание аварии, которые произошли со спецтехникой во время выполнения работ, стихийных бедствий, из-за нарушений правил использования и техники безопасности.
Умышленное причинение вреда себе или другим участникам дорожного движения тоже не берется во внимание при формировании статистических данных.
Почему решили изменить действующую систему учета ДТП
Обусловлено такое решение было тем, что действующая система учета собирала информацию обо всех происшествиях, где были задействованы автомобили и есть пострадавшие. Но, не во всех этих случаях причинение вреда здоровью произошло из-за дорожно-транспортной аварии. Следовательно, в статистике была погрешность.
Статистика ДТП за прошлые года
За 2019 год в России было зарегистрировано на 2,2% меньше ДТП, чем в 2018 году. Людей в этих авариях тоже погибло меньше – на 6,8%, получивших телесные повреждения разной степени тяжести, но без летального исхода меньше на 1,9%.
Больше информации в сравнительной таблице:
ДТП по видам | Показатель в 2017-м | Разница с 2019-м | Смерти | Разница с 2019-м | Телесные повреждения | Разница с 2019-м |
Столкнулись транспортные средства | 70 736 | +895 | 8107 | -1019 | 10 9040 | -1021 |
Перевернулось транспортное средство | 12 617 | +788 | 1938 | +35 | 16 451 | +1030 |
Был совершен наезд на второе авто | 5021 | -248 | 602 | -52 | 6756 | -230 |
Наезд на пешехода | 51 859 | -4403 | 5666 | -862 | 48 932 | -3862 |
Наезд на препятствие | 10 835 | -19 | 1481 | -68 | 14 008 | +48 |
Наезд на велосипедиста | 4922 | +508 | 389 | -20 | 4674 | +523 |
Наезд на гужевой транспорт | 33 | -6 | 4 | +4 | 45 | -13 |
Пассажир авто упал | 5980 | +77 | 50 | +4 | 6182 | +126 |
Наезд на животное | 377 | +58 | 36 | +9 | 514 | +78 |
Прочие причины | 7052 | -934 | 815 | -138 | 8772 | -1176 |
Изменения в учете ДТП с 2021 года
По новым правилам учета теперь в статистике не будут принимать во внимание те случаи, когда человек получил травмы в транспорте: например, упал и повредил руку во время движения автобуса или трамвая. Но, примут во внимание случай, если он произошел по вине водителя, нарушившего ПДД, или же транспортное средство было неисправно.
Также в статистические данные не будут включать случаи, когда дорожно-транспортное происшествие произошло из-за того, что водитель умер за рулем во время управления. Например, у него мог случиться сердечный приступ из-за чего автомобиль лишился управления и произошло столкновение или наезд.
А еще перестанут вести учет тех ДТП, которые произошли с участием автомобилей должностных лиц или лиц при исполнении, которые принимали участие в мероприятии по принудительной остановке транспортного средства или поимке преступника. То есть, аварии из-за полицейских погонь теперь не попадают в учет и не будут увековечены в истории.
Изменится ли статистика после таких нововведений?
Конечно. И картина будет показывать, что количество смертей от ДТП уменьшилось. Но, рассчитывать на то, что ситуация улучшится разительно не стоит.
Ведение статистики по новым правилам, возможно, будет работать более эффективно. Ведь во внимание будут принимать только реальные дорожно-транспортные происшествия, а это позволит лучше анализировать то, что происходит на дорогах.