Бесплатная горячая линия по всей России

Велосипедист сбил пешехода: что грозит за такое ДТП?

К несчастью, определенная часть автомобилистов считает, что соблюдение правил дорожного движения совсем не обязательно и, при необходимости, ими можно пренебречь. Как правило, такие ситуации заканчиваются неприятно – столкновение с иными транспортными средствами и получение тяжких повреждений.

Одними из самых опасных происшествий по праву считаются ДТП с участием велосипедистов и пешеходов, так как эти категории участников дорожного движения наименее всего защищены от повреждений.

Различные дорожно-транспортные происшествия, в которых принимают участие эти лица, могут разительно отличаться по размеру полученного вреда. Как правильно, сторонам удается ограничиться получением минимального ущерба в тех случаях, когда велосипедист совершил наезд на пешехода.

Нормы законодательства

Размер и вид ответственности за дорожно-транспортные происшествия, в которых принимают внимание водители велосипедов, автомобилисты или пешеходы, напрямую зависят от обстоятельств произошедшего.

Нормами российского законодательства определены не только основные положения такой аварии, но и понятия тех лиц, которые принимают участие в этих ДТП.

В соответствии с нормами правил дорожного движения, под велосипедистом подразумевается лицо, которое управляет велосипедом. Законодательством определен и участок дороги, по которому данный вид водителей должен осуществлять движение – велосипедная дорожка. То есть, это элемент дороги, который конструктивно отделен от тротуара и проезжей части или отдельная дорога, обозначенная специальным информационным знаком.

В правилах дорожного движения есть и такое понятие, как полоса для велосипедистов. Это полоса на проезжей части, которая предназначена для движения велосипедистов и мотоциклов. От остальной дороги данный участок ограничивается специальной горизонтальной разметкой, а также информационным знаком.

Мнение эксперта
Карпова Екатерина Васильевна
В 2006 году закончила Амурский государственный университет по специальности "юриспруденция". 2006-2013 - Арбитражный суд Амурской области. 2013 по настоящее время - юрист в Амурском областном онкологическом диспансере.
Если велосипедист по неосторожности сбил пешехода и причинил легкий или средний вред здоровью, наступает ответственность по части 2 статьи 12.30 КоАП РФ. Он должен заплатить штраф в сумме от 1 000 до 1 500 руб. Также пострадавший вправе обратиться за возмещением физического и морального ущерба. Решение о выплате компенсации принимается судом.

Требования ПДД к движению велосипедистов

Несмотря на то, что для получения возможности управлять велосипедами, не нужно сдавать никаких экзаменов, каждый такой водитель все равно должен знать правила дорожного движения. Тем более что часть требований данного нормативного правового акта обращения именно к велосипедистам и водителям мопедов. К сожалению, большинство лиц, управляющих велосипедами, игнорируют данную норму закона, из-за чего такое пренебрежение часто заканчивается дорожно-транспортными происшествиями.

В соответствии с требованиями закона, движение велосипедиста, достигшего 14-летнего возраста, должно осуществляться только по велопешеходной или велосипедной дорожке или отдельно выделенной полосе для данного вида транспортных средств.

Пункт 24.2 ПДД

Пунктом 24.2 правил допускает движение водителей велосипедов, достигших 14-летнего возраста по правой части проезжей части. Такой отступ от норм возможен только в нескольких случаях:

  1. Нет велосипедных и велопешеходных дорожек, полос, предназначенных для движения такого вида транспортных средств.
  2. Дорожки и отдельная выделенная полоса есть, но у велосипедиста по каким-либо причинам отсутствует возможность передвигаться по ней.
  3. Ширина велосипеда, прицепа или перевозимого данным транспортом груза превышает 1 метр.
  4. Движение осуществляют сразу несколько велосипедов, образуя колонну.
  5. Велосипедист сопровождает другого велосипедиста, возраста которого не превышает 7 лет.
  6. Велосипедист перевозит ребенка, возраст которого не превышает 7 лет. Для этого пассажир должен сидеть на дополнительном сидении, в специальной велоколяске или прицепе.

Этой же статьей правил предусмотрена возможность осуществлять движение по обочине в тех случаях, когда велосипедные дорожки или полосы отсутствуют, или если у велосипедиста нет возможности осуществлять по ним движение.

Данная статья правил дорожного движения предусматривает ряд случаев, в которых велосипедист может передвигаться по тротуарам. Он может делать это в следующих случаях:

  1. Отсутствие велосипедной дорожки или отдельной выделенной полосы.
  2. Если данные дорожки или полосы есть, но у водителя по каким-либо причинам отсутствует возможность по ним передвигаться.
  3. Движение по тротуару или обочине допускается и в тех случаях, когда велосипедист сопровождает другого водителя велосипеда, в возрасте до 7 лет, или перевозит маленького пассажира на дополнительном сидении, при условии, что возраст такого ребенка также не превышает 7 лет.

Движение детей

К нормам движения велосипедов также относится пункт 24.3 правил дорожного движения. Этой статьей закреплена норма о том, что велосипедисты в возрасте от 7 до 14 лет должны ездить только по тротуарам, обочине, пешеходным или велосипедным дорожкам, в пределах зон, предназначенных для движения пешеходов.

Пунктом 24.4 установлена норма о том, что движение малолетних водителей велосипедов, возраст которых менее 7 лет, может осуществляться исключительно по тротуарам, велопешеходным или велосипедным дорожкам.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему - просто обратитесь к нашему юристу:

+7 800 302-73-51
(вся Россия)

Это быстро и бесплатно!

Пункт 24.5

Данный пункт правил дорожного движения определяет порядок движения этого вида транспортного средства по правому краю проезжей части. В случаях, когда такое движение обусловлено передвижение колонны велосипедистов, водители должны двигаться в один ряд.

Движение данных транспортных средств в два ряда допускается только в тех случаях, когда габаритная ширина велосипедов не превышает 75 сантиметров.

По правилам дорожного движения, колонна велосипедистов обязательно должна быть разделена на группы, в каждой из которых должно быть по 10 велосипедов. В случае если участники колонны двигаются в два ряда, группы состоят из 2 пар.

Чтобы у прочих участников дорожного движения, к примеру, у водителей автотранспорта, появилась возможность обогнать велосипеды, расстояние между сформированными группами должно быть не менее 80 метров.

Пункт 24.6

Пункт 24.6 правил дорожного движения определяет движение велосипедистов по тротуарам и дорожкам, предназначенным для движения пешеходов. В соответствии с нормами данного законодательного акта, в случае, если человек совершает движение на велосипеде по этим дорожкам, или если он подвергает опасности пешеходов или создает помехи для их передвижения, велосипедист должен придерживаться некоторых правил. В частности, он должен спешиться и продолжить свое движение в качестве пешехода.

Запреты для велосипедистов

В соответствии с требованиями пункта 24.8 правил дорожного движения, велосипедистам и людям, управляющим мопедами, запрещается выполнять ряд действий:

  1. Управление транспортным средством, используя только одну руку или без рук.
  2. Перевозить груз, который превышает за габариты транспорта более чем на 50 сантиметров.
  3. Перевозить груз, который мешает нормальному управлению транспортным средством.
  4. Перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией велосипеда.
  5. Перевозить детей, возраст которых не превышает 7 лет, если транспортное средство не оборудовано специальными фиксирующими устройствами.
  6. Осуществлять поворот налево или выполнять разворот на автомобильных дорогах, на которых есть трамвайное движение, в случае, если данные трассы имеют больше одной полосы, предназначенной для движения транспорта в этом направлении.
  7. Водителям мопедам нельзя передвигаться по дороге, если у них не застегнут мотоциклетный шлем.
  8. Выполнять пересечение дороги по пешеходному переходу.
  9. Выполнение буксировки.

ДТП водителя авто и велосипедиста при выезде с прилегающей территории

В соответствии с правилами дорожного движения, при въезде или выезде с прилегающей территории автомобилист должен уступать дорогу пешеходам или водителям велосипедов, при условии, что он пересекает траекторию их движения. Данное требование распространяется на автолюбителя во всех случаях, вне зависимости от того, передвигается человек по тротуару или по проезжей части автомобильной дороги.

То есть в случае, если во время выезда или въезда на прилегающую территорию произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате того, что автомобилист задел велосипедиста, сотрудники ГИБДД привлекут к ответственности именно водителя автотранспорта.

В случае если ДТП с участием велосипеда и автомобиля произошло на тротуаре или на дорожке, предназначенной для движения двухколесного транспорта, то вина водителя машины также будет очевидна.

ДТП с участием велосипедиста при выполнении поворота на перекрестке

Глава 13 Правил дорожного движения определяет порядок выполнения поворота на перекрестке. В том случае, если водитель выполняет данный маневр на перекрестке, вне зависимости от приоритета проезжей части, должен уступать дорогу всем пересекающим данный участок трассы велосипедистам и пешеходам.

В соответствии с нормами данного законодательного акта водитель велосипеда, при осуществлении движения параллельно его первоначальному направлению, не должен спешиваться на каждом перекрестке. Так как велосипедист является полноправным участником дорожного движения, автомобилист, перед выполнением поворота, должен давать ему возможность проехать.

Если во время выполнения такого маневра произошло дорожно-транспортное происшествие, вся ответственность будет возложена на водителя автомобиля.

ДТП на пешеходе с участием автомобиля и велосипедиста

Пунктом 24.8 правил дорожного движения закреплена норма о том, что водитель велосипеда, перед пересечением пешеходного перехода, должен спешиться и перейти по зебре в качестве пешехода. Однако некоторые водители двухколесного транспортного средства предпочитают игнорировать данную норму закона, пересекая пешеходный переход, не слезая с седла велосипеда.

Если во время такого перехода произойдет дорожно-транспортное происшествие, ситуация будет рассматриваться не как наезд на пешехода, а как ДТП с участием двух транспортных средств.

По закону, водители должны давать преимущество перед пешеходными переходами только людям, передвигающимся не в транспортных средствах. Поэтому, в случае аварии с участием велосипеда, водитель автотранспорта будет прав, ведь он должен давать преимущество пешеходу, а не транспортному средству.

В соответствии с нормами законодательства велосипедисты вообще не должны быть на пешеходных переходах, поэтому сотрудники ГИБДД, выехавшие на место столкновения, скорее всего признают виновником аварии именно водителя двухколесного транспортного средства.

Если велосипедист сбил пешехода

К сожалению, случаи, когда водитель велосипеда сбивает пешехода на переходе или на тротуаре, случается достаточно часто. В соответствии с требованиями пункта 24.6 правил дорожного движения, при подъезде к зебре, велосипедист должен спешиться. Однако выполнение данной нормы необходимо только в тех случаях, когда движение такого водителя создает опасность или определенные помехи для нормального передвижения пешеходов.

Если велосипедист все-таки сбил пешехода на тротуаре или переходе, скорее всего данный водитель пренебрег требованиями законодательства и осуществлял движение на велосипеде с нарушениями ПДД.

То есть, ответственность за столкновение будет возложена именно на водителя двухколесного транспортного средства.

Однако в случаях, когда ему удастся доказать, что у него не было возможности предвидеть опасность, так как дорожно-транспортное происшествие произошло по вине пешехода, то сотрудники ГИБДД или судья может признать виновным последнего.



  • Информация на сайте может быть не полной, т.к. законодательство регулярно меняется, вносятся поправки в законы.
  • В каждом отдельном случае могут быть особые условия, вся информация не является руководством к действию, только для ознакомления.
  • Именно по этой причине обратитесь за консультацией бесплатно к нашим экспертам, мы выслушаем и окажем помощь в решении именно вашей проблемы! Задавайте вопрос сейчас!
Рейтинг
( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бесплатная помощь юриста по автомобильным спорам
Добавить комментарий