Бесплатная горячая линия по всей России

Кто оплачивает независимую экспертизу по ОСАГО

Конечно же, ни для кого из автомобилистов не секрет, что страховые компании занижают размер компенсации за причиненный в результате ДТП ущерб. Чаще всего, полученного возмещения не достаточно для того, чтобы вернуть транспортному средству первозданный вид.

Один из способов исправить эту ситуацию – обратиться за проведением независимой экспертизы автомобиля. В ходе проведения такого исследования, специалист устанавливает реальную стоимость причиненного транспортному средству ущерба. Это позволяет автовладельцу понять, правильно ли была проведена аналогичная экспертиза от страховой компании.

Конечно же, основной вопрос, который волнует автомобилистов, решившихся на проведение самостоятельного исследования – кто оплачивает независимую экспертизу?

Что такое независимая экспертиза

Прежде чем определиться, на кого возложена обязанность оплатить стоимость проведения независимой экспертизы транспортного средства после наступления страхового случая, необходимо понять, что именно подразумевается под данным исследованием.

Независимая экспертиза – это всестороннее исследование, которое проводится незаинтересованными экспертами. В ходе проведения такой проверки исследуются повреждения, полученные транспортным средством в результате дорожно-транспортного происшествия, а также оценивается размер причиненного при столкновении материального ущерба.

В соответствии с нормами законодательства, проведением независимой экспертизы должны заниматься лица, которые не только не являются работниками страховой компании, но и не имеют с ней никаких договорных отношений.

Обратиться за оказанием такой услуги может как участник дорожно-транспортного происшествия, так и страховщик.

Как правило, за проведением такого исследования обращаются водители, имущество которых пострадало в результате ДТП.

Какие вопросы ставятся перед экспертами

Выступая в качестве инициатора проведения экспертизы транспортного средства, автомобилист ставит перед экспертом следующие задачи:

  1. Проведение объективной оценки причиненного транспортному средству ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия.
  2. Выявление скрытых повреждений и деформации отдельных деталей автомобиля, которые могли быть получены им в результате этого столкновения.
  3. Расчет объективной стоимости проведения восстановительных работ автомобиля после дорожно-транспортного происшествия.
  4. Подтверждение результатов проведенных ранее экспертных оценок машины.

Благодаря проведению независимой экспертизы, автомобилист может получить ответы на большинство волнующих его вопросов. Конечно, все они в первую очередь направлены на определение реального ущерба, полученного транспортом в результате ДТП, а также на оценку стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля.

Порядок проведения экспертизы

Независимая экспертиза транспортного средства после автомобильной аварии проводится в соответствии с Порядком производства экспертных исследований автомобиля, который побывал в ДТП.

В соответствии с требованиями данного нормативного правового акта, при проведении данного вида исследования, вне зависимости от степени его сложности, специалист должен придерживаться нескольких этапов:

  1. Предварительное консультирование своего потенциального клиента по телефону.
  2. Заключение договора об оказании услуг между заказчиком и экспертом, который будет осуществлять проверку автомобиля. На этом же этапе клиент вносит оплату.
  3. Следующий шаг – определение места и времени проведения осмотра поврежденного в результате ДТП транспортного средства.
  4. Организация прибытия на место исследования всех заинтересованных лиц (вторая сторона дорожно-транспортного происшествия, представитель страховой компании).
  5. Осмотр транспортного средства с обязательной фиксацией всего процесса на фотокамеру.
  6. Оформление акта проведения осмотра автомобиля.
  7. Расчет полагающейся компенсационной выплаты для проведения восстановительного ремонта авто.
  8. Оформление отчета о проведении независимой экспертизы, который позднее передается заказчику.

По окончанию проведения исследования, автомобилист передает копию заключения эксперта представителю страховой компании.

В соответствии с нормами законодательства, страховщик обязан компенсировать пострадавшему ту сумму, которая указана в отчете независимого эксперта.

От чего зависит стоимость экспертизы

На самом деле, единого тарифа независимой экспертизы транспортного средства после автомобильной аварии не существует. Специалисты компании устанавливают стоимость проведения исследования в каждом отдельном случае индивидуально.

В целом, стоимость проведения независимой экспертизы зависит от нескольких факторов, среди которых:

  1. Регион Российской Федерации, в котором проводится исследование.
  2. Вид транспортного средства (легковой или грузовой транспорт микроавтобус, автомобиль повышенной проходимости, маршрутное такси, автобус).
  3. Степень тяжести причиненного автомобилю ущерба (выделяют легкую, среднюю и тяжелую).
  4. Характеристики транспортного средства (марка авто, его год выпуска, стоимость транспорта).

Согласно статистике, самая высокая стоимость проведения такого независимого исследования на данный момент – в центральном регионе Российской Федерации.

Если расценивать стоимость проведения независимой экспертизы именно в этом регионе страны, то оценка повреждения легкового автомобиля обойдется собственнику в следующие суммы:

  1. Если авто причинен легкий вред (стоимость ущерба от 30 до 60 тысяч рублей), автовладельцу придется отдать за исследование примерно 2-3 тысячи рублей.
  2. При средней степени причиненного вреда (стоимость восстановительного ремонта до 150 тысяч рублей), собственнику придется уплатить 4 тысячи рублей.
  3. Если же причиненные повреждения можно охарактеризовать как тяжкие (стоимость ремонта превышает 150 тысяч рублей), проведение независимой экспертизы обойдется автовладельцу в 5 тысяч рублей.

Приведенные цены примерные. Стоимость независимой экспертизы нового автомобиля, напичканного электроникой, в разы отличается от оценки причиненного ущерба отечественному авто, возраст которого превышает десять лет, даже при аналогичной степени повреждений.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему - просто обратитесь к нашему юристу:

+7 800 302-73-51
(вся Россия)

Это быстро и бесплатно!

Кто оплачивает независимую экспертизу

В соответствии с нормами гражданского законодательства, за проведение независимой экспертизы всегда платит заказчик.

Данная позиция объясняется достаточно просто. Если после получения страхового возмещения автовладелец не согласен с выплаченной суммой, он должен аргументировать свои сомнения. Нельзя потребовать со страховщика большей суммы, основываясь только на своих предположениях.

Для получения большего размера страховой выплаты, страхователь должен предоставить в офис компании документ, подтверждающий, что выплаченной ранее суммы не достаточно для проведения восстановительного ремонта транспортного средства. Именно таким документом и является отчет о проведении независимой экспертизы.

Конечно же, автомобилист может ошибиться в своих предположениях. В этом случае отчет о проведении независимой экспертизы будет подтверждать то, что исследование страховой компании было проведено правильно.

Это – основополагающая причина, по которой на законодательном уровне не определено, что страховая компания сразу же должна оплачивать стоимость независимой оценки ущерба.

Соответственно, первоначально независимую экспертизу оплачивает заказчик – как правило, собственник поврежденного транспортного средства, не согласный с выплатой, полученной от страховщика.

После проведения исследования, в результате которого подтвердится, что страховщик намеренно снизил размер выплаты, на основании заключения эксперта автомобилист может обратиться к страховой компании для взыскания потраченных денежных средств.

Мнение эксперта
Карпова Екатерина Васильевна
В 2006 году закончила Амурский государственный университет по специальности "юриспруденция". 2006-2013 - Арбитражный суд Амурской области. 2013 по настоящее время - юрист в Амурском областном онкологическом диспансере.
Следует обратить внимание на обзор практики по делам об ОСАГО, утвержденный Президиумом ВС РФ от 22.06.2016 года. Надзорная инстанция разъяснила, что расходы на проведение независимой экспертизы не входят в страховое возмещение. Они включаются в состав убытков, которые страховщик должен восполнить по договору страхования. Определением ВС РФ от 14.08.2018 года № 53-КГ18-14 было сделано уточнение в части лимита ответственности. Стоимость экспертизы подлежит взысканию без учета такового. То есть, если расходы на экспертизу выходят за пределы суммы лимита страховой выплаты, они должны быть возмещены в полном объеме.

Как возместить стоимость экспертизы

На словах все достаточно просто – как только автовладелец получает на руки документ, подтверждающий, что стоимость восстановительного ремонта, насчитанная экспертами страховой компании, была занижена, он сразу же имеет право обратиться к страховщику для получения разницы в выплате и для возмещения стоимости экспертизы.

Однако на практике все оказывается совсем не так просто. Зачастую, взыскать стоимость независимой экспертизы по ОСАГО без должной юридической поддержки практически невозможно.

Во многих публикациях автолюбители советуют сразу же после получения отчета о независимой экспертизе транспортного средства составлять исковое заявление о взыскании со страховщика невыплаченной суммы денежных средств на восстановительный ремонт автомобиля.

Однако на самом деле все не так просто. С 2014 года в законодательство о страховании вступили поправки, по которым урегулирование любого рода разногласий со страховой компании через суд должно начинаться с составления досудебной претензии.

Без досудебного урегулирования спора суд выносит отказ о принятии искового заявления к производству.

Направление досудебной претензии

Первое, что должен сделать автовладелец, получив отчет о проведении независимой экспертизы – снять копию документа и приложить ее к досудебной претензии.

Готовая претензия направляется по юридическому адресу страховщика заказным письмом (с обязательной отметкой на уведомлении о вручении), или передается страхователем в офис компании лично.

В соответствии с нормами законодательства, страховая фирма должна в течение 5 дней после получения такого документа проверить обоснованность претензии и дать свой ответ.

По результатам рассмотрения жалобы, страховщик принимает одно из следующих решений:

  1. Удовлетворение жалобы. В этом случае страхователю на счет переведут разницу необходимую для окончания ремонта транспортного средства.
  2. Отказать в выплате. В такой ситуации собственнику автомобиля должен быть направлен обоснованный отказ.

Если автолюбитель по истечении 5 дней не получил никакого ответа от страховой компании, равно как и компенсации оставшихся денежных средств на свой счет, он имеет право обратиться с исковым заявлением в суд.

В этом случае копия претензии с отметкой о вручении (если передавалось лично) или с соответствующим уведомлением (если жалоба была направлена заказным письмом) должна быть приложена  качестве доказательства попытки урегулировать спор в досудебном порядке.

Как происходит расчет даты поступления претензии в страховую компанию

Основополагающим моментом в определении даты подачи искового заявления в суд является дата направления досудебной претензии к страховщику. Ведь по закону у страховой компании есть 5 дней на дату ответа по полученной жалобе.

При несоблюдении данного срока, автомобилист может получить отказ о начале судебного производства, так как им не были выполнены нормы законодательства.

Личная передача претензии в офис страховщика

Если собственник транспортного средства лично обратился в офис страховой компании с претензией, зарегистрировал этот документ у сотрудника канцелярии фирмы, то именно эта дата и будет считаться началом 5-дневного отсчета.

Чтобы подтвердить факт попытки урегулировать вопрос в досудебном порядке в суде, автомобилист должен предоставить копию претензии, на которой будут указаны:

  1. Печать компании.
  2. Номер и дата регистрации в журнале входящей документации страховой компании.
  3. ФИО и должность сотрудника, принявшего претензию.

Отправка претензии заказным письмом

В случае если собственник транспортного средства направил свою претензию о компенсации полной суммы восстановительного ремонта авто в офис страховой компании заказным письмом, датой поступления будет считаться то число, которое будет проставлено на почтовом штемпеле.

В такой ситуации для обращения в суд автомобилисту потребуется предоставить:

  1. Копию претензии.
  2. Уведомление с почты, подтверждающее, что адресат получил направленное ему письмо.

Большинство судебным споров между автовладельцем и страховой компанией заканчивается в пользу собственника авто. В этом случае автолюбитель имеет право обратиться с иском о взыскании с ответчика денежных средств, потраченных на проведение независимой экспертизы, различных судебных расходов.



  • Информация на сайте может быть не полной, т.к. законодательство регулярно меняется, вносятся поправки в законы.
  • В каждом отдельном случае могут быть особые условия, вся информация не является руководством к действию, только для ознакомления.
  • Именно по этой причине обратитесь за консультацией бесплатно к нашим экспертам, мы выслушаем и окажем помощь в решении именно вашей проблемы! Задавайте вопрос сейчас!
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бесплатная помощь юриста по автомобильным спорам
Добавить комментарий