Уже с апреля возраст получения водительских прав снижается на один год: удостоверение можно получать будет в 17 лет, а сдавать экзамены в ГИБДД даже с 16 лет. Подробно об этих изменениях в законодательстве рассказываем дальше.
О чем речь
Уже через неделю в силу вступает еще несколько изменений в законодательстве: водительские права можно получать с 17 лет, а сдавать экзамен в ГИБДД с 16.
Инициатором законопроекта выступил депутат Госдумы Василий Власов. По его мнению, допускать молодых людей к обучению на вождение автомобилей можно с 15,5 лет. Обусловлено это тем, что многие в 16 лет уже живут отдельно от родителей, сами зарабатывают, и для рабочих нужд им был бы нужен свой транспорт. К тому же, возможность заработать и самостоятельно купить свой первый автомобиль позволяет лучше их вовлекать в экономический процесс.
В ближайшее время, по всей вероятности, такая возможность у молодежи появится. Можно будет получить водительское удостоверение и ездить, но только если рядом будет находиться водитель, стаж которого не меньше трех лет. Так что одному в 17 лет за рулем по-прежнему находится нельзя.
Кроме того, что рядом должен быть опытный сопровождающий, еще должно быть письменное разрешение на вождение от родителей.
Но, в ГИБДД ответили, что вопрос допуска 17-летних людей к управлению транспортным средством еще находится на рассмотрении правительства. Так что вступит ли в силу закон пока еще точно сказать нельзя.
Вероятнее всего, что сначала порог для сдачи экзамена в ГИБДД и получения ВУ будет снижен до 17 лет. И если эта практика окажется удачной, то будет рассмотрена возможность снизить возрастной порог еще на год – то есть до 16 лет.
В ГИБДД также заметили, что для сдачи экзамена в ГИБДД в 16 лет нужно будет предоставлять письменное разрешение родителей или лиц, которые их официально заменяют. Управлять автомобилем с 17 лет можно будет только в сопровождении опытного водителя, который имеет действующее водительское удостоверение.
Для чего нужен сопровождающий?
Несмотря на то, что водитель успешно сдаст экзамен, а значит должен уметь управлять транспортным средством, присутствие рядом опытного автомобилиста только улучшит и закрепит его навыки. К тому же, в экстренной ситуации молодой неопытный водитель может растеряться, что вполне нормально, а опытный товарищ рядом поможет и предотвратит негативное развитие событий.
Зачем вообще подросткам права?
Большинство экспертов, которые выступают за снижение возрастного порога, ссылаются на то, что в зарубежных странах это давно применяемая практика. Действительно, это так – в некоторых странах Европы и в США с 16 лет можно управлять автомобилем.
К тому же, в поселках и отдаленных регионах нашей страны есть проблема с общественным транспортом – он ходит плохо, и поэтому молодежи неудобно добираться на работу или учебу. А возможность водить автомобиль могла бы решить эту проблему.
С 16 лет человек уже несет ответственность за свои действия. В этом возрасте наступает административная и уголовная ответственность. Поэтому, с правовой точки зрения нет проблемы в том, чтобы дать разрешение на управление транспортным средством с 17 лет.
Страховые компании против понижения возрастного порога
Препятствием к тому, что дать право управлять транспортным средством с 17 лет может быть ОСАГО. Поскольку у водителей без опыта наиболее высока вероятность попасть в ДТП, страховые компании будут применять при оформлении полиса максимально возможный высокий коэффициент.
На сегодня наиболее аварийной является категория водителей возраста 18 лет. Что касается 16-17-летнего возраста, то в их случае аварийность точно будет не меньше, а то и больше. Под аварийностью, в данном случае, подразумевается не только ДТП, но и создание на дороге помех для остальных участников дорожного движения.
Так что в итоге?
Если закон, который сейчас находится на рассмотрении в правительстве, примут, то с 1 апреля получать водительские удостоверения можно уже с 17 лет.
Мнения экспертов относительно такого нововведения разделились: одни полагают, что нужно дать разрешение, так как с 16 лет человек уже несет ответственность за свои поступки. Другие же полагают, что это только повысит индекс аварийности на дорогах и количество ДТП.
Так или иначе, но до 1 апреля все остается по-прежнему: за руль можно только с 18 лет и при наличии водительского удостоверения. За управление автомобилем без водительских прав предусматривается административная, а в некоторых случаях даже уголовная ответственность.